Готов ли мой ребенок к школе?

22.02.2021

Во многих странах детей записывают в школу в возрасте от 5 до 7 лет. Профессор Мур из США, основываясь на обширных результатах исследований, рекомендует начинать школьное обучение в возрасте от 8 до 11 лет. Мы считаем основополагающим моментом следующее: педагогика должна соответствовать возрасту. Тогда дошкольное воспитание, с одной стороны, и специфическое стимулирование в домашних условиях, с другой, смогут гармонично дополнять друг друга. Исходя из этих предпосылок, для некоторых детей возможно было бы хорошо и в пять лет оторваться от домашней среды, которая отнюдь не способствует развитию. Однако, есть признаки зрелости, которые все же говорят о том, что ребенок созревает для школы именно в 6-7 лет.

Изменение физического облика

К школьному возрасту физический облик ребенка заметно меняется. Соотношение размера головы и размеров торса и конечностей у маленького ребенка отчетливо сдвинуто в пользу головы. Внешний облик его в целом округлый, конечности короткие, на втором году жизни даже сохраняется физиологически обусловленная кривизна ног (в форме буквы «о»). Пальчики короткие, пухленькие. Талия отсутствует, реберный угол над желудком широкий, и животик выпирает вперед, словно ему мало места. Совсем иначе выглядит ребенок школьного возраста. Руки и ноги его вытянулись, теперь он может коснуться правого уха кончиками пальцев левой руки, и наоборот. Между областью груди и живота обозначается талия, реберный угол становится острым, живот втянут. Голова, туловище и конечности на пути к взрослым пропорциям, которые, однако, сформируются в ходе следующего серьезного изменения физического облика, который приходится на период полового созревания.

Начало смены зубов

Появление первых постоянных коренных зубов или одного из резцов свидетельствует о том, что эмаль этих зубов, как наиболее твердая субстанция, завершила свое формирование и зубообразовательная деятельность организма идет к концу.

Социальная готовность к школе

Когда ребенок в состоянии вписаться в большой коллектив школьного класса, он достигает социальной готовности к школе. Важно также, чтобы он научился согласовывать собственные интересы и интересы других и умел по просьбе внимательно слушать и произвольно держать себя под контролем, в спокойном состоянии. Теперь собственную деятельность ребенка стимулирует уже не только подражание, теперь он прислушивается к тому, что говорит учитель. Иными словами, волю ребенка все больше направляет слово взрослого; инстинктивная, ориентированная на подражание активность отступает на задний план. В целом социальная зрелость наступает позже, чем интеллектуальная. Большей частью она полностью достигается только в ходе второго школьного года.

Физическая ловкость и способность речевого выражения

Ребенок школьного возраста способен пересказать любую историю законченными фразами, владеет всеми звуками и умеет петь, а в беседе способен соответствующим образом выразить все, что он хочет сказать. Что касается физической ловкости, ребенок уже умеет подбрасывать мяч в воздух и ловить его, сохранять равновесие, прыгать на одной ноге вправо, и влево, и вперед, стоять и ходить на цыпочках и выполнять пальцами сравнительно тонкие действия (например, мастерить звездочки из соломки, заниматься плетением, нанизывать бусы и т.д.) Точно также он владеет уже важнейшими бытовыми хозяйственными навыками: умеет накрыть на стол, вымыть и вытереть посуду, подмести пол, стереть пыль. Умеет он и самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть и расстегнуть пуговки и крючки, завязать шнурки на ботинках.

Решение против поступления в школу наверняка никогда не зависит от отсутствия того или иного из перечисленных признаков зрелости. Обычно в сомнительных случаях родители совместно с врачом или школьным психологом создают себе представление о физическом и душевном состоянии ребенка и затем сообща принимают решение. При этом следует учесть также и социальный аспект, поскольку положение старшего и младшего в классе дает совершенно разный опыт. Частичный недостаток работоспособности или какие-либо отклонения не должны препятствовать тому, чтобы ребенок по возможности пошел в школу вместе с ровесниками.

Ни в коем случае мы не рекомендуем родителям перед собеседованием в школе тренировать детей, внушая им, таким образом, скованность и робость. Результатом этого часто бывает полная блокада в присутствии учителя или врача, который устанавливает готовность к школе. Вопрос о поступлении в школу нельзя ставить и в зависимость от так называемых тестов на интеллект. Эти тесты выявляют один аспект из всего спектра способностей, которые лишь в совокупности действительно раскрывают уровень возможностей ребенка. Развивать эти возможности, своевременно их стимулируя, - важнейшая задача школы.

Источник: В.Гебель, М.Глеклер, «Ребенок».

Вход в интернет-магазин